Урок 15.04.22
Тема : Музыкальны инструменты
Д/З. Записать в тетрадь:
- дату, тему;
- виолончель, скрипка - музыкальные инструменты семейства струнно-смычковых;
-что такое струнный квартет, ноктюрн (из видео урока);
- А.П. Бородин (1833-1887) рус.композитор . Автор "Струнного квартета", П.И. Чайковский "Вариации на тему рококо"
Урок 27.01.22 (04.02.22) + "Симфония №5 (послушать)
Тема: Патетическая соната. Годы странствий
1. 1.Назови национальность Бетховена?
А) русский
Б) немец
В) француз
2. 2.Где
родился композитор?
А) Москва
Б) Бонн
В) Париж
3. Кем был отец
Бетховена?
А) сапожник
Б) придворный музыкант
В) повар
4. Встречался ли
Бетховен с Моцартом?
А) да
Б) нет
5 Во сколько лет
наступила у композитора глухота?
А) в 5 лет
Б) в 30 лет
В) в 10 лет
6. Сколько сонат
у Бетховена?
А) 40
Б) 32
В) 4
7. Соната – это
произведение для..?
А) баяна
Б) фортепиано
В) оркестра
8. На каких инструментах играл композитор?
А) клавесин
Б) скрипка
В) орган
Г) альт
Симфония №5 Л. Бетховен
Урок 16.12.21
О музыке и музыкантах
Слово «музыка» к нам пришло из древней Греции, где в греческих мифах и легендах живут 9 муз, 9 покровительниц наук и искусств.
Литература- искусство слова, изобразительное искусство – искусство цвета, хореография- искусство движений под музыку и Музыка – искусство звуков.
В основу либретто легло переложение сказки, сделанное в 1844 году Александром Дюма-отцом[2] В связи с частичным изменением сюжета сказки Гофмана сюжетная версия либретто предстаёт в более сглаженном, сказочно-символическом виде[5].
Премьера балета состоялась 6 (18) декабря 1892 года в Мариинском театре в Санкт-Петербурге
«Щелкунчик» занимает особое место среди поздних произведений П. И. Чайковского: стоит обособленно от традиции балетного жанра, в нём новаторски применены музыкальные образы. В «Щелкунчике» впервые прозвучала челеста — музыкальный инструмент, выписанный из Парижа по просьбе Чайковского.
В России с началом Первой мировой войны (1914 год) и ростом патриотических настроений сюжет балета русифицировался, и главная героиня стала зваться Машей. При этом Фриц остался непереименованным, поскольку он — отрицательный персонаж. Примечательно, что эта традиция действует до сих пор.
Танец феи Драже из балета "Щелкунчик"
Восточный танец из балета "Щелкунчик"
Русский танец из балета "Щелкунчик"
Вальс цветов из балета "Щелкунчик"
Урок 25.11.20
Тема. Народные инструменты России
Домра – струнный щипковый инструмент с овальным корпусом, длинным грифом и тремя-четырьмя струнами. Почему «щипковый»? - да потому, что звук извлекают пальцами или медиатором. На домре играют медиатором. Этот инструмент – основа народного оркестра.
Существуют инструменты, которые считают музыкальным символом какого – либо народа. У русских это балалайка.
Всем известна на Руси,
Хоть кого о ней спроси!
У нее лишь три струны,
Но она - любовь страны.
Выйдет Ваня за плетень
И сыграет "трень" да "брень".
Не одну сотню лет на Руси известна балалайка. В 18 – 19 веках была она, пожалуй, самым распространенным народным инструментом. Под нее плясали, пели песни. Про нее складывали сказки. Балалайка – струнный щипковый инструмент. У нее деревянный треугольный корпус, длинный гриф, на который натянуто 3 струны. Извлекается звук щипками или ударами указательного пальца по всем струнам сразу. Балалаек целое семейство, и большие и маленькие.
Свирель - русский народный инструмент, представляющий собой деревянную трубку с боковыми отверстиями. Изготавливается из орешника, клена или черёмухи.
Рожок представляет собой конической формы прямую трубу с пятью игровыми отверстиями сверху и одним снизу. На нижнем конце есть небольшой раструб, на верхнем — вклеенный мундштук.
Жалейка - русский народный духовой инструмент: тростниковая или деревянная трубка с простым или одинарным язычком и боковыми отверстиями. Нижний конец трубки часто вставляется в коровий рог, служащим резонатором
Свистульки. Есть еще один инструмент. Он тоже духовой, но больше относится к шумовому. Это глиняные свистульки. А также они еще бывают деревянные. Имеют разную форму: птичек, зверушек, дудочек.
ок 17.12.21
Д/З Конспект. Ответить на вопросы.
Тема. Народные инструменты России (продолжение темы)
Осталась ещё одна группа, группа музыкальных инструментов, звук из которых извлекается ударом или тряской (покачиванием) называется: ударные или шумовые.
Ложки - русский народный инструмент, состоит из двух обычных деревянных ложек. Их ударяют одна о другую выпуклыми сторонами и получается четкий, звонкий звук. Раньше к ручкам ложек привязывали маленькие бубенчики. Иногда организуются самостоятельные ансамбли и даже целые оркестры ложкарей. Деревянные пластинки, разноцветные картинки,
Стучат, звенят – плясать велят!
Трещотки - инструмент из одних тоненьких дощечек, которые нанизаны на шнур и отделены одна от другой узкими планками. Играющий на трещотках держит шнур за концы и, по-разному встряхивая его, извлекает звонкие и сухие звуки в различных ритмах.
Бубенцы, трензель – шумовые инструменты. Их просто встряхивают в ритм мелодии
Также в состав народного оркестра входят: гармони, баяны. Баян – потомок удалой гармошки, назван так в честь русского певца.
оркестр – большой коллектив музыкантов, играющих на различных инструментах
Русский оркестр В. В. Андреева «Великорусский оркестр» — первый в истории России оркестр русских народных инструментов, основателем которого является выдающийся преобразователь русской народной музыкальной культуры, музыкант-патриот Василий Васильевич Андреев. 1896
Осталась ещё одна группа, группа музыкальных инструментов, звук из которых извлекается ударом или тряской (покачиванием) называется: ударные или шумовые.
Ложки - русский народный инструмент, состоит из двух обычных деревянных ложек. Их ударяют одна о другую выпуклыми сторонами и получается четкий, звонкий звук. Раньше к ручкам ложек привязывали маленькие бубенчики. Иногда организуются самостоятельные ансамбли и даже целые оркестры ложкарей. Деревянные пластинки, разноцветные картинки,
Стучат, звенят – плясать велят!
Трещотки - инструмент из одних тоненьких дощечек, которые нанизаны на шнур и отделены одна от другой узкими планками. Играющий на трещотках держит шнур за концы и, по-разному встряхивая его, извлекает звонкие и сухие звуки в различных ритмах.
Бубенцы, трензель – шумовые инструменты. Их просто встряхивают в ритм мелодии
Также в состав народного оркестра входят: гармони, баяны. Баян – потомок удалой гармошки, назван так в честь русского певца.
оркестр – большой коллектив музыкантов, играющих на различных инструментах
Русский оркестр В. В. Андреева «Великорусский оркестр» — первый в истории России оркестр русских народных инструментов, основателем которого является выдающийся преобразователь русской народной музыкальной культуры, музыкант-патриот Василий Васильевич Андреев. 1896
Оркестр "Русский стиль"
Поем вместе
Ответить на вопросы (письменно):
- Русский былинный герой, из оперы НА. Римского-Корсакова
- Этот инструмент – основа народного оркестра.
- Уличные музыканты в Древней Руси
- Русский народный инструмент, представляющий собой деревянную трубку с боковыми отверстиями.
- Перечислите группы муз. инструментов
- Русский былинный герой, из оперы НА. Римского-Корсакова
- Этот инструмент – основа народного оркестра.
- Уличные музыканты в Древней Руси
- Русский народный инструмент, представляющий собой деревянную трубку с боковыми отверстиями.
- Перечислите группы муз. инструментов
Урок 12.11.21
Тема "Что за прелесть эти сказки..."
"Полет шмеля"
Николай Андреевич Римский-Корсаков
Проверочное задание
- 1Кого мы называем «Музыкант – сказочник»? Назови имя, отчество, фамилию композитора.
- 2Римский-Корсаков был: физиком, химиком, морским офицером?
- 3Перечислите знакомые произведения композитора.
- 4Дайте определение жанра музыкального спектакля, где актеры поют в сопровождении оркестра?
- 5. Кто из композиторов оказал влияние на Н. А. Р. Корсакова стать композитором?
- 6 Что Римский-Корсаков любил изображать в музыке?
- 7 Профессором какой консерватории был Корсаков?
- 8 Назови три чуда в опере «Сказка о царе Салтане».
Спасибо за урок
1 четверть
Вокализ - мелодия исполняемая солистом или хором без слов
17. 09. 2021 г. Д/З Конспект (все что выделено красным), тест
тема : "Что не выразишь словами, звуком на душу навей"
Сергей Васильевич Рахманинов (1873-1943) Гениальный композитор, пианист, дирижёр Стал символом русской музыки во всем мире В 1917г. навсегда покинул Россию, но всегда тосковал по ней Музыка Рахманинова впитала русские народно-песенные традиции Его музыка отличается широкой, протяжной, песенной мелодией «Мелодия - … главная основа всей музыки…» Важное место в творчестве занимает образ России, Родины. Энергичные ритмы, эмоциональность, колокольность
Список вопросов теста (Вопросы теста переписывать не надо. Поставить номер вопроса, ответ записать в тетрадь)
Вопрос 1
В каком из вариантов приведены годы жизни Рахманинова Сергея Васильевича?
Варианты ответов
- 1872 – 1941
- 1872 – 1945
- 1873 – 1943
- 1874 – 1945
Вопрос 2
Где родился Рахманинов Сергей Васильевич?
Варианты ответов
- В Новгородской губернии
- В Московской губернии
- В Орловской губернии
- В Воронежской губернии
Вопрос 3
В какой семье родился Сергей Рахманинов?
Варианты ответов
- В семье художников
- В крестьянской семье
- В рабочей семье
- В дворянской семье
Вопрос 4
В каком году Сергей Рахманинов окончил Московскую консерваторию?
Варианты ответов
- 1891
- 1892
- 1895
- 1897
Вопрос 5
В каком году Рахманинов навсегда покинул Россию?
Варианты ответов
- 1917
- 1918
- 1919
- 1920
Вопрос 6
В какую страну перебрался Рахманинов в 1918 году?
Варианты ответов
- Франция
- Швеция
- США
- Дания
Вопрос 7
Представителем какого направления в музыке является Сергей Рахманинов?
Варианты ответов
- Барокко
- Классицизм
- Романтизм
- Символизм
Вопрос 8
Где умер Сергей Васильевич Рахманинов?
Варианты ответов
- В Москве в России
- В Петербурге в России
- В Беверли-Хиллз в США
- В Копенгагене в Дани
III четверть
Урок 11.02.21
Д/З Конспект. ( Дата, тема, первый абзац, названия произведений, названия танцев)
Тема: Опера М.И. Глинка "Иван Сусанин" ("Жизнь за царя")
ярина Михаила Романова, но в пути они заплутали. Дорогу им вызвался показать крестьянин Иван Сусанин, но вместо этого завёл их в болото, где погиб вместе с ними.
Полонез из оперы "Иван Сусанин" М.И. Глинки
Мазурка из оперы "Иван Сусанин" М.И. Глинки
Мазурка- (от польск. mazurek) — польский народный танец.
Урок 20.04.21
Тема: Не молкнет сердце чуткое Шопена
https://youtu.be/0NeeV54nyYE ( пройти по ссылке, вспомнить биографию Ф. Шопена)
Тест по творчеству и биографии Ф. Шопена
Тест (пройдите по ссылке)
Ф. Шопен . Этюд №12. Революционный
Поем вместе " На безымянной высоте"
Урок 13.01.21
Тема: Не молкнет сердце чуткое Шопена
Фредерик Францишек Шопен (на французский манер Фредерик Франсуа Шопен) родился 1 марта 1810 года (по некоторым сведениям 22 февраля 1810 года) в деревне Желязова-Воля, недалеко от Варшавы. Отец – Николя Шопен (1771-1844) был родом из простой французской семьи и приехал в Польшу заниматься преподавательской деятельностью. В 1810 году был воспитателем у детей графа Скарбека. Мама – Юстина Кшижановская (1782-1861) была дальней родственницей графа Скарбека. Родители дали дочери хорошее образование.
II четверть
Урок 18.
11.20
Тема: Святые земли Русской
Святой – значит Божий, уникальная и
прекрасная личность. Церковь канонизирует святых, как пример для других.
Поэтому так важно стремиться узнать о святых наших соотечественниках, изучать
их жизнь, вдумываться в их жизненный подви .
В X веке Русью правила княгиня Ольга. Тогда наши предки были
язычниками, то есть поклонялись силам природы. Ольга была мудрая женщина. Она
поехала в Византию и приняла там крещение. Её называли предвестницей
христианства на Руси.
Княги́ня О́льга, в крещении Еле́на († 11 июля 969) — великая
княгиня, правила Киевской Русью после гибели мужа, князя Игоря Рюриковича.
Святая Русской православной церкви, первая из русских правителей приняла
христианство ещё до Крещения Руси.
Ольга занималась обустройством принадлежавших ей земель,
создавала опорные пункты управления и хозяйственной деятельности (становища и
погосты), устанавливала регулярные повинности населения («уставы» и «уроки»),
словом - прочно утверждала княжескую власть.
Князь Владимир , Владимир Креститель (в
церковной истории) и Владимир Красное Солнышко (в былинах).
Владимир родился около 962 года. Он был сыном киевского
князя Святослава Игоревича и Малуши, ключницы матери Святослава, княгини Ольги
. Вскоре Владимира отобрали у матери.
Воспитывался он в Киеве, при дворе своей бабки, княгини Ольги.
Владимир после крещения еще более прославился добрыми делами. Он уже не думал о завоевании чужих государств, старался о просвещении своих подданных, заводил для них училища, строил церкви, заботился обо всех бедных: на княжеском дворе его они могли во всякое время получать пищу и деньги; больным же, которые не могли выходить из домов своих, великий князь приказывал развозить съестные припасы - хлеб, рыбу, мед и даже квас в бочках. При нем произошло Крещение Руси - 988г
Илья Муромец прославился многочисленными воинскими подвигами и невиданной силой, которую использовал только для борьбы с врагами Отечества, защиты русских людей и восстановления справедливости
Александр Невский- князь, русский полководец. Признан святым, канонизирован Русской православной церковью
С.В. Рахманинов "Богородице Дево, радуйся"
Тема: Музыка ярмарочных гуляний. Святогорский монастырь.
Сегодня мы продолжаем путешествовать по местам, которые любил посещать А. Пушкин .
Это Святогорские ярмарки и Святогорский монастырь.
Ярмарка – это и место, где
торговали выращенным урожаем, продавали и покупали самые разные товары, и
возможность отдохнуть, повеселиться, “людей посмотреть и себя показать”.
На ярмарках выступали скоморохи.
Скоморо́хи - В
древней Руси: странствующие актеры, бывшие одновременно певцами, плясунами,
музыкантами, акробатами и т. д. и авторами большинства исполнявшихся ими
драматических сценок.
Не только скоморохи пели на ярмарке шуточные песни. В
гулянии принимали участие все, не было зрителей и актеров, поэтому везде, где
раздавалась плясовая музыка, сразу же слышались и задорные песни. А в последние
сто лет самыми популярными на гуляниях стали коротенькие припевки – частушки.
Святогорские ярмарки славились своим многолюдьем и весельем Многоголосый
ярмарочный табор оживал с первыми лучами солнца, Поднимался ярмарочный флаг.
Купцы раскладывали всевозможные товары. Цыгане выходили на показ лошадей.
Шарманщики у страивались рядом с каруселями. На разные лады залихватски играли
звонкоголосые русские гармошки, вызывая крестьян из соседних сёл и деревень на
задорные пляски и песни. Бывал на ярмарке и А. Пушкин.
Какую музыку мог слышать поэт на ярмарочном гулянье?
(пастушьи наигрыши, народные плясовые под балалайку и гармонику, ансамбли
ложкарей, звуки шарманки и волынки, напевы и пляски цыган)
Вся это относится к народной музыке. Вспомним жанры
народной музыки.
- хороводная
- плясовая
И т. д
Познакомимся с произведением Петра Ильича Чайковского, созданного под вдохновением от романа А. Пушкина. «Евгений Онегин» так называется роман в стихах А. Пушкина и опера П. Чайковского.
Послушайте фрагмент: хор из оперы «Евгений Онегин» П.И. Чайковского - «Девицы, красавицы».
Этот фрагмент звучит в духе народной песни
Девицы,
красавицы,
Душеньки, подруженьки,
Разыграйтесь, девицы,
Разгуляйтесь, милые!
Затяните песенку,
Песенку заветную,
Заманите молодца,
К хороводу нашему.
Как заманим молодца,
Как завидим издали,
Разбежимся, милые,
Закидаем вишеньем,
Вишеньем, малиною.
Красною смородиной.
Не ходи подслушивать
Песенки заветные,
Не ходи подсматривать
Игры наши девичьи.
Еще одно любимое место А.С. Пушкина - Святогорский
монастырь….."Место необыкновенно красивое и оригинальное: монастырь на
берегу реки Донца, у подножия громадной белой скалы, на которой, теснясь и
нависая друг над другом, громоздятся садики, дубы и вековые сосны. Кажется, что
деревьям тесно на скале и что какая-то сила выпирает их вверх и вверх… Сосны
буквально висят в воздухе и того и гляди свалятся. Кукушки и соловьи не умолкают
ни днем ни ночью…" (А.П. Чехов)
Спасибо за урок.
Урок музыки 09.09.20
Тема : Россия - Родина моя
Тема урока: Мелодия
В мелодии, душе музыки, выражены самые сокровенные чувства, которые не
всегда передашь словами. Так и возникли произведения для пения без слов
- вокализы.
Вокализ - мелодия исполняемая солистом или хором без слов. (определение записать в тетрадь)
Слово это означает гласный звук, звучащий, поющий. Певческий
голос можно назвать самым одухотворенным и совершенным музыкальным
"инструментом".
Послушаем произведение С.В. Рахманинова "Вокализ"
С. Рахманинов написал свой вокализ для голоса и фортепиано и посвятил
его А. Неждановой - великой русской певице. "...Вы своим голосом и
исполнением, - сказал он певице, - сможете выразить все лучшее и
значительно больше, чем кто-нибудь словами".
Вокализ С.В Рахманинова - это гимн природе.
А мы выучим Гимн Российской Федерации. Главную песню нашей страны.
Слова С. Михалкова
Музыка А.Александрова
Урок музыки. 16.09.20
Тема: "Что не выпразишь словами, звуком на душу навей..."
Повторить Гимн РФ.
Послушать Гимн Челябинской области
Слова В.Алюшкинв
Музыка М. Смирнова (название и авторов записать в тетрадь)
С. В. Рахманинов
(1873-1943)
Рус. Комп. К. 19, н. 20 века. Пианист –виртуоз. Является
символом рус.музыки во всем мире.
Окончил Петербургскую консерваторию с золотой медалью.
Педагог- Зверев.
Дипломная работа: опера «Алеко»
1917г. Эмигрировал . Последние годы жизни провел
в США
«Уехав из России, я потерял желание сочинять. Лишившись
родины, я потерял самого себя...»
А лист календаря как птица В осенний день летит опять И первоклассникам не спится, Боятся в школу опоздать. Тетради новые на полке, В шкафу портфель скучал с весны. И музыкой звонок ворвётся звонкий, Эй, школа, здравствуй, это мы! Припев: Школа, школа, школа, а мы скучали, Рады очень снова встречи с друзьями. Били мы баклуши целое лето, Кто же может выдержать это, Кто же может выдержать это! Согласны снова грызть науки, Согласны формулы зубрить. До перемены эти, эти муки С терпением переносить. Чтоб весело по школе мчаться И двойки втихаря скрывать. И в одноклассниках влюбляться, И о каникулах мечтать. Припев: Школа, школа, школа, а мы скучали, Рады очень снова встречи с друзьями. Били мы баклуши целое лето, Кто же может выдержать это, Школа, школа, школа, а мы скучали, Рады очень снова встречи с учителями. Поболтать с друзьями по секрету, Рассказать как жили летом, Рассказать как жили летом.
Д/З Конспект в тетради. Тетрадь принести завтра (17 сентября) в школу на проверку.
Спасибо за урок!
Спасибо!
ОтветитьУдалить